Невзирая на появление представлений о единстве Природы и Человека, их взаимообусловленности, эти два миры в сознании ученых XIX ст. еще не были взаимоувязываемыми. Таким связывающим звеном отразилось учение о ноосфере, которое начало формироваться В.И.Вернадским в начале нынешнего столетия. До 1900 г. им был просуммирован опыт многолетних исследований. В итоге возникла новая научная дисциплина: биогеохимия. В книге с таким же названием Вернадский развернул широкую программу эволюции биосферы с момента ее возникновения и до этого времени. Создание биохимии естественно поставило новый вопрос - вопрос о месте Человека в этой картине общепланетарного развития. И Вернадский дал на него ответ. Уже в первые годы XIXст. он начал говорить о том, что влияние Человека на окружающую природу растет так быстро, что не за горами то время, когда он превратится в основную геологостворюючу силу. И, как следствие, он обязательно должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие природы. Развитие окружающей среды и развитие общества станут неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу ума - ноосферу. Произойдет большое объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным, - что направляется силой уму.
Со сроком “ноосфера” не все просто: нет однозначного его толкования. В целом так принято называть часть биосферы, которая оказывается под воздействием человека и превращается ею. Из этого некоторые авторы делают вывод, что переход биосферы в ноосферу означает лишь постепенное освоение человеком биосферы. Однако нужно отметить, что подобная трансформация понятия не является правомерной. Ноосфера Вернадского - это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целеустремленно, когда Ум должен возможность направить развитие биосферы в интересах Человека, его будущего.
Из этого логично вытекает и следующее положение Вернадского - об автоэволюции Человека. Важным путем развития человека является путь его саморазвития. Расширяя и углубляя биосферу, розсуваючи пределы познанного мира, человек и сам бесконечный развивается и совершенствуется. В другом случае сложилась бы тупиковая ситуация: при достижении предела заложенных возможностей, человечество остановилось бы в своем развитии, а остановившись - погибло. Это положение Вернадского о возможностях и необходимости саморазвития человека также является важной частью его учения о ноосфере. Неизбежность дестабилизации биосферы за счет производства чужих природе соединений и геохимических реакций, которые порождаются ими, констатировал ученик В.И.Вернадского академик А.Е.Ферсман. В результате осознания того, что глобальный характер влияния человеческой деятельности на естественную среду стал грустной реальностью, было признано, что влияние антропогенных факторов, на природу, который не контролируется, достиг порога ее самозащиты, и возникла идея сознательного управления эволюцией биосферы (Н. В. Тимофеев-ресовский, Н. Н. Воронцов, А. В. Яблоков, Н. В. Лазорев, Д. Бернал и проч.). Для разрешения противоречий технического прогресса стали создаваться программы практических действий, таких, как программы “Римский клуб”, “Global change”, “Геосфера-биосфера” и проч. Каждая из этих программ, независимо от ее начальных посылок, столкнулась с проблемой соотношения эволюции естественной среды и человеческой культуры.
Современные философы получили в наследство многоплановые разработки философского отношения Человека и общества к природе. Но сама різноплановість проблемы не позволяет останавливаться лишь на изучении ее отдельных сторон. Рассмотрение ситуации, которая сложилась в комплексе всех ее составляющих, поиски комплексных выходов из нее. Такой является задача, что стоит сегодня, в конце XX века, перед современными философами и учеными.
Следовательно, на пороге III тысячелетия человечество ищет достойный ответ на “экологический вызов”, который возник перед цивилизацией XX в. Если в 70-х годах шло осознание специфики взаимоотношений общества и природы в условиях НТР, а в 80-х годах производилась тактика смягчения соціальноекологічної ситуации и “гашения” острых “экологических пожаров” локального и регионального масштаба, то в 90-х годах человечество должно, чтобы экологически выжить, разработать и приступить к активной реализации единственной глобальной стратегии общемирового развития, которое обеспечивает качество окружающей среды для цивилизации XXI ст.
Это тем более важно, что во все времена взаимоотношения между человеком и природой были одним из важнейших факторов, которые определяют статус цивилизации в истории человечества, духовный климат эпохи. И каждая эпоха добавляла якобы свой штрих в интерпретацию экологической проблемы, в попытки выявления и использования эффективных путей ее решения. Где же выход из ситуации, когда, отрываясь от природы в процессе своего технического, научного или духовного развития, цивилизация достигнет опасного предела полного разрыва с ней.
На счет этого существует масса разных точек зрения. Картезианский подход к отношениям в системе “Людина-природа” позволил человечеству считать, что отчужденность от Земли дает право видеть в ней лишь неживую совокупность ископаемых, - богатств, какие мы свободны эксплуатировать, как захотим. Это коренная ошибка восприятия и привела нас к сегодняшнему кризису.
Не менее опасная и другая, полярная позиция так называемых “глубоких экологов”, которые говорят о человечестве в терминах болезни. Согласно их взглядам, люди - это патоген, своего рода вирусы, вид глобального рака, угрожающего самому существованию земли. Способ лечения один: стереть человечество с лица земли. Иначе говоря, они считают, что «мир, пораженный раком, и рак этот - сам человек» [15,24].
Следовательно, на сегодня существует множество мыслей: от апологетики вседозволенности к рецептам тотального уничтожения человечества для выживания Земли. Однако это - крайние точки зрения, и поиск ответов на волнующие вопросы современности, очевидно, лежит где-то посередине. Сегодня уже ясно, что в повестке дня настоятельнее встал вопрос о как можно более широкой экологизации общественного сознания. Экологизация общественного сознания включает у себя формирование экологического сознания как самостоятельную форму общественного сознания, а также внесение экологического аспекта, во все другие формы (политическое и правовое сознание, мораль, искусство, философию, и так далее) и уровни (теоретическое и повседневное, массовое сознание, идеология и общественная психология) общественного сознания.
Экологическое сознание - важнейший компонент экологической культуры, которая объединяет все виды и результаты материальной и духовной деятельности людей, направленного на достижение оптимального взаимодействия общества и природы, на экологизацию материальной и духовной жизни общества.
Потребность в формировании экологической культуры как решающего фактора в гармонизации отношений общества и природы становится в это время все более актуальной. «Экологическая культура, - отмечает П.Проскурин, - должна стать у нас делом государственным. Пока эта культура не будет доказана к сведению каждого из нас, до тех пор пользы не будет.» [6,54].
Первостепенную роль в формировании высокой экологической культуры играет экологическое образование и воспитание.
Целью экологического воспитания и образования является целеустремленное формирование у каждого человека на всех этапах его жизни глубоких и крепких экологических знаний, целостных представлений, о биосфере, понимание органической взаимосвязи и единства человечества и окружающей среды, роли природы, в жизни общества и человека, необходимости и значимости ее охраны и рационального использования ресурсов, воспитания личной ответственности, за состояние окружающей среды.
Конечная цель такого образования заключается в том, чтобы предоставить населению возможность понять сложный характер окружающей среды и необходимость для всех стран развиваться таким образом, чтобы это согласовывалось с окружающей средой. Подобное образование должно также способствовать осознанию человечеством экономической, политической и экологической взаимозависимости современного мира, с тем, чтобы повысить чувство ответственности всех стран, которая станет предпосылкой для решения серьезных проблем окружающей среды на глобальном уровне.
Интересно проследить, как расширилось проблемное поле философии экологии. В начале это были постановки вопросов о необходимости регуляции, которая превращает деятельность человека, о пределах роста производства, основанного на потреблении природы, которые все расширяются. Уже в 70-х годах в работах Римского клуба были достаточно четко определены сценарии возможной экологической катастрофы, к которой постепенно и неуклонно приближается современная цивилизация. Выход предлагался на пути ограничения речовинного-енергетичного потребления природы и минимизации вредных выбросов, что критически нарушает динамическое равновесие биосферы. Идеалами были провозглашены переход к экологически чистым технологиям, отказ от технократического отношения к природе и человеку.
понедельник, 6 октября 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий