Общество не может существовать без удовлетворения жизненно необходимых экологических потребностей, которые проявляются в форме сохранения (охраны) естественной окружающей среды и ее компонентов, рационального использования природных ресурсов, а также защиты (охраны) человека, от неблагоприятного состояния окружающей среды. Это формирует соответствующие общественные экологические интересы связанные с регуляцией природопользования, оптимизацией охраны природы и обеспечением охраны жизни и здоровья граждан от опасной окружающей среды.
Еколого-соціальна форма взаимодействия общества и природы требует постоянной трансформации социальных регуляторов развития экологических отношений. Кроме культуры, идеологии, морали и образования, не последнюю роль здесь играют юридические факторы, которые создают предпосылки правового обеспечения экологических интересов. Разнообразные экологические обычаи, племенные "табу", народное "священное" право, издавна регулировали или ограничивали негативное влияние архаичного общества на природу. Со временем появились правовые нормы-законы, правила, регламенты, которые выполняли ту же функцию ограничения и запрещения, тем самым обеспечивая уже экологические интересы технологически развитого общества.
Такое расширение экологических функций государства требовало формирования соответствующей экологической политики, реализация которой невозможна без действенного механизма ее правового обеспечения. Так возникает и развивается экологическое право, призванное определять и обеспечивать функции, формы и содержание деятельности государства, в отрасли природопользования, охраны природы и экологической безопасности.
Экологическое право является относительно молодым, но быстро прогрессирующей областью законодательной науки, которая направлена на законодательное обеспечение экологической деятельности государства и защиту прав человека на благоприятную окружающую среду. Механизм формирования экологического права рассматривается законодателями как сложная совокупность исторических, социальных, экологических, юридических и других предпосылок и факторов, которые регулируют возникновение, становление и развитие экологического права.
Хотя отдельные элементы законодательного закрепления определенных экологических норм прослеживаются еще с античных времен, лишь в ХХ ст. экологическое право становится самостоятельной отраслью экологических и правовых наук. Это вызвано чрезвычайным заострением и глобализацией экологического кризиса, который заставил общество произвести такие законы и нормы поведения людей, которые были бы направлены на сохранение окружающей среды от последующего разрушения и обеспечили достойные условия обитания всем и каждому жителю планеты. По мнению В.И.Андрейцева (1996), предмет экологического права составляют экологические правоотношения, которые возникают в отрасли использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, и обеспечения экологической безопасности, которые базируются на множественности форм права собственности, права природопользования и права граждан, на безопасное для жизни и здоровья окружающей среды.
В отличие от отечественного правоведения, в США отрасль, которая регулирует правовые отношения взаимодействия общества с окружающим его естественной средой называется "право окружающей среды" ("environmental low").
В Украине известный эколог Г.О.Бачинский предложил употреблять назову "соціоекологічне право" (1991). Российский правовед В.В.Петров выделяет три этапа в истории екоправових отношений:
1. Природноресурсний, на котором зародилось земельное, лесное, горное и другие виды природноресурсового права (длился до 60-х годов ХХ ст.)
2. Природоохранный, на котором состоялось становление природоохранного права (60-80-ые годы ХХ ст.)
3. Социоекологичний, на котором больше всего внимания начали уделять развитию антропоохоронного законодательства или "права экологической безопасности" (из кон. 80-х годов до наших дней).
Сегодня в Украине реализовывается концепция широкого понимания экологического права, как интегрированной общности и комплексной отрасли права, которое объединяет такие составляющие как природноресурсне право, природоохранное (середовищеохоронне) право и комплексный межотраслевой институт правовой экологии человека, право экологической безопасности или антропоохоронне право), нормы которых регулируют экологические общественные отношения в отрасли природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности (Андрейцев в.И., 1996).
Объектом экологического права выступает совокупность естественных, естественно социальных условий и процессов, природных ресурсов, ландшафтов, естественных и естественно антропогенных комплексов, экосистем и жизни и здоровья граждан, которые подлежат охране с помощью норм экологического законодательства.
Цель экологического права заключается в действенной и эффективной правовой регуляции отношений в отрасли взаимодействия общества и природы. Более конкретно она направлена на:
- сохранения безопасного для существования живой и неживой природы окружающей среды;
- регуляция и обеспечение рационального использования природных ресурсов;
- гарантирования экологической безопасности и защиты граждан и реализации их экологических прав.
Задания экологического права являются конкретнее и целеустремленными относительно цели. Они заключаются в :
- урегулировании отношений в отрасли экологии путем создания оптимальной системы эколого-правовых норм;
- создании эффективной системы правового оперативного, стимулирующего и принудительного влияния на юридические и физические лица относительно использованных природных ресурсов и из отходов
- обосновании правового статуса органов управления и контроля в экологической сфере;
- установлении экономической и юридической ответственности за нарушение экологического законодательства;
- координации экологических, экономических и социальных интересов общества на основе научно обоснованных и юридически зафиксированных норм и стандартов.
Принципы экологического права -- это выходные принципы и в общих чертах обязательные правила, зафиксированные в регулятивных и охранительных эколого-правовых нормах, которые направлены на достижение цели экологической политики в государстве. Все принципы разделяются на общеправовых и специальных (особенные). Источниками соціоекологічного права являются разнообразные нормативные акты, которые содержат эколого-правовые нормы, предназначенные для регуляции экологических правоотношений.
2. Экологическое законодательство Украины
Среди разнообразных форм выражения эколого-правовых норм (законов, кодексов, декретов, указов, постановлений, распоряжений, положений, инструкций, методик, правил, и тому подобное) наиболее важными являются законодательные акты. Совокупность всех законодательных эколого-правовых актов, которые регулируют, устанавливают или определяют экологические правоотношения называют экологическим законодательством. В его состав входят общие, специфические и межотраслевые законодательные акты.
Система экологического законодательства Украины является достаточно прогрессивной, потому что она создавалась уже в условиях независимости с использованием опыта мировых лидеров, в отрасли экологического права. Сегодня мы можем смело констатировать, что тот "правовой вакуум" в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, что образовался сразу после провозглашения независимости ликвидировано. За эти годы в Украине принято несколько десятков законов и кодексов что регулируют всю гамму екоправових отношений в государстве.
Структура экологического законодательства является аналогичной структуре экологического права. Понятно, если наше государство ставит за цель интеграцию в общемировое правовое пространство, украинское экологическое законодательство нуждается в последующей разработке с целью учета общепринятых мировым содружеством стандартов и норм в отрасли экологической деятельности и охраны окружающей среды. Актуально систематизация и кодифікація существующих правовых норм, в частности обсуждается вопрос об изменении названия закона Украины "Об охране окружающей естественной среды" на закон "Об основах экологического законодательства" и принятия единственного кодифицируемого акта - Экологического кодекса Украины.
понедельник, 6 октября 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий